Поход через горы к морю. День третий. Краснодар – Апшеронск – Гуамка – Гуамское ущелье – Мезмай.

Начало похода

13 июня, Понедельник, День 3-й
Краснодар – Апшеронск – Гуамка – Мезмай

Утром 13 июня шёл очень сильный дождь. Он начался ещё поздно вечером и лил всю ночь. Из двери, которая сразу выходила на улицу, показалась вода и образовалась небольшая лужица у входа. Хорошо, что к моменту нашего выхода, дождь практически прекратился.
Нам немного не повезло – приехав на вокзал, мы узнали, что автобус на Апшеронск только что уехал. Купили билеты на следующий рейс, который был в 10.59. Да! Именно в 10.59! К чему такая точность? :) Ожидание на вокзале – не очень приятное времяпрепровождение, но что поделать – такова участь путешествующих. Время в пути от Краснодара до Апшеронска официально 3 часа 30 минут. В реальности доехали за 2,5 часа.
Апшеронск небольшой город расположен на северном склоне Главного Кавказского хребта, на реке Пшеха. В 18 веке по приказу Петра I был сформирован Апшеронский полк — для Персидского похода. Полк получил название по месту расквартирования на Апшеронском полуострове (Азербайджан совр.) Позже полк расположился лагерем на землях Апшеронского района, а через некоторое время рядом с ним образовалась переселенческая станица, которую назвали так же. Во время Кавказской войны (1816—1864 гг.) за включение Северного Кавказа в состав России, была завоевана долина реки Пшеха, и сразу же был отдан приказ создать на этой территории казачьи станицы. Был образован казачий конный полк № 26, а штаб-квартирой назначена станица Апшеронская. Год основания 1863.
Из Апшеронска до Гуамки ездит частный автобус ”Газель”.  Если что, он ходит ежедневно в 6:00, 8:00, 12:00, 15:00 часов. По воскресеньям в 8:00 и 14:00 часов. Мы поехали в 15. Время в пути минут 45-50. Примерно в четыре часа дня были на месте.

Гуамка
Посёлок Гуамка, точнее будет назвать его хутором, расположен у входа в Гуамское ущелье на берегу реки Курджипс. Особо мы его не рассматривали – торопились поскорее попасть в ущелье. Разные кафешки, сувенирные лавки и практически у самого входа в ущелье отель. Очень дрогой…
По Гуамскому ущелью запрещают ходить пешком во время движения поезда. Там проходит узкоколейная железная дорога. Кстати, построена она была руками заключенных за 3 года в 1928-31 годах, предназначалась для вывоза древесины с хребтов “Азиш-Тау” и “Инженерный”.
Выходной у паровозика в понедельник и вторник, но в связи с праздниками (муж!!! я тебя предупреждала), выходной день с воскресенья был перенесён на понедельник, и “кукушка” работала.

Вход в Гуамское ущелье
Мы подошли ко входу в ущелье, там поставили ворота, когда поезд уезжает дверь закрывается и пройти естественно нельзя. У входа сторожка с лавочками. Там же продают какие-то сувениры, лекарственные травы и чаи. Сидит милиционер, явно скучает. Он нам сказал, что не пропустит ни за что.
– Покупайте билет в один конец (это всего 100 рублей с человека) и езжайте.
– Мы сюда пришли не для того, чтобы на паровозиках кататься.
– Ждите 17-ти часов, будет последний рейс, потом можно уже ходить.
Что делать? Пришлось ждать. Пока ждали, муж сходил в лес и нашёл нам ”трекинговые” палки. Когда он выходил из леса, вернее спускался со своей палкой, то чем-то был похож на Гендальфа из “Властелина колец”. Для завершения образа ему не хватало только белой бороды :). Мне он потом нашёл на “Камышановых полянах” ещё одну. Хотела их домой привезти т.к. мой старший сын любит разные палочки, но не судьба. В Бабук-Ауле мы их посеяли(((.

Вход в Гуамское ущелье Курджипс Начало Гуамского ущелья

Почему Гуамка имеет такое название? Искала в интернете ответ, вот что нашла.
1. Перевод топонима восходит к адыгским гъо – «омела» и мэ – «запах», – «запах омелы». Согласно другой версии, гъуам означает «зловонье».
2.“Происхождение названия Гуамского ущелья идет из далекой истории и связано со знаменитой для черкесов победой в 1717 году над турецким вассалом крымским ханом Давлет-Гиреем. Адыги заманили в ущелье превосходящие и хорошо вооруженные вражеские силы из нескольких тысяч отборных воинов. Когда войско хана полностью вошло в ущелье, черкесы с отвесных стен сначала завалили выходы из него каменными глыбами, бревнами, а затем стали забрасывать ими ханское войско.
В панике и страхе метались воины в этой ловушке, лошади топтали людей, сбрасывали их в бурлящие потоки реки Курджипс.
Так черкесы одержали долгожданную победу над своими поработителями. Но единой версии происхождения названия Гуамского ущелья, тем не менее, не существует. По одной версии черкесами командовал храбрый воин Гуам, по другой – в переводе с
адыгейского слова Гуама связано с дикими пчелами и это ассоциируется со сражением с крымским ханом. По третьей версии
Гуамское ущелье означает “место, где одержана победа над врагом”.

3. Cлово «Гуама» в переводе с адыгейского означает «неприятное сердцу», намекая на кровавое прошлое ущелья.
Не очень вдохновляют все эти истории. Но, не смотря на это, место удивительно красивое.
В 5 часов вечера поехал последний поезд, в 17.30 он вернулся обратно. Путь был свободен. К этому моменту туда подтянулись еще туристы. Правда, в отличие от нас, без рюкзаков. Один не совсем приятный момент – как только мы вошли в ущелье, сразу начал накрапывать дождик, который плавно перешёл в ливень. Мы, надев на себя дождевики, пошли вперёд.

Курджипс Гуамское ущелье Гуамское ущелье

Да, чуть не забыла. Начальник этого участка, узнав что мы идём в Мезмай, нас предупредил, что на выходе из ущелья весной во время паводка и дождей случился оползень.
– Там несколько деревьев упало, и камешки немного обвалились. Будьте осторожнее.
– Спасибо большое за предупреждение.
Интересно, он сам видел этот оползень?
Надо признаться, что самые красивые виды в ущелье в самом начале пути. А их предлагают проезжать на паровозике с маленькими грязными стеклами. Нет! Чтобы оценить всю красоту этого места, надо идти пешком! Фотографии и видео не передают то, что видят глаза. Словами тем более трудно это передать.

В Гуамском ущелье В Гуамском ущелье В Гуамском ущелье

Гуамское ущелье образовано рекой Курджипс, которая протекает между Лагонакским хребтом и хребтом Гуама. Длина ущелья 3 км, глубина 400 метров. Местами оно сужается до 2 метров.
Расстояние до посёлка Мезмай из хутора Гуамка почти 8 км.

Миллионы лет назад на месте поселка Мезмай было большое и глубокое озеро, в которое впадала стремительная река Курджипс. Время шло, озеро переполнялось, вода давила на горы. На то, чтобы пробить извилистый и глубокий тоннель без крыши, длиной три километра, ушли сотни тысяч лет. Но, наконец, река Курджипс вырвалась на свободу. Так родилось Гуамское ущелье.

Гуамское ущелье Гуамское ущелье В Гуамском ущелье

Мы шли, открыв рот, по ущелью, удивляясь красоте отвесных скал. К сожалению, из-за дождя не снимали его на видео и очень мало фотографий получилось. Под ногами валялась картошка. Много картошки было рассыпано. Я всё понять не могла, кто мог её тут разбросать. Потом до меня дошло – это камешки мокрые лежат, с виду очень картошку напоминают :).

"Домик космонавтов" Кафе в Гуамском ущелье В Гуамском ущелье

Как я уже говорила, по ущелью проходит узкоколейная железная дорога. Туристов возят по ней 2 км до кафе. Я так и не поняла, почему это кафе прозвали “Домиком космонавтов”. Дальше за дорогой никто не следит и она частично разрушена. Вот было бы здорово её восстановить, тогда можно было бы ездить до Мезмая на паровозике.

В Гуамском ущелье В Гуамском ущелье В Гуамском ущелье

После кафе, пройдя совсем немного, есть мост. В этом месте ручей Сухая Балка впадает в Курджипс. Чистейшая вода в этом ручье, но мы в ту сторону не ходили. Говорят, что там очень красиво. И туда стоит сходить обязательно, но только с инструктором, так как единственный путь осмотра этой уникальной части каньона проходит по дну ручья. Местами есть глубокие впадины и тогда необходима веревка, чтобы преодолевать подобные препятствия.

Водопад в Гуамском ущелье Сухая балка Сухая балка

У моста прикреплена табличка: “Здесь 12 сентября 1942 года группа партизан Апшеронского отряда под командованием В.В.Стаканова в момент, когда железнодорожный состав с фашистами заходил на мост, взорвала его. Было уничтожено более 50 фашистов.”

Сухая балка Впереди Мезмай

Есть в Гуамском ущелье скала под названием скала Ленина. Мы сколько не всматривались его профиля так и не увидели. Как потом выяснилось, не с той стороны смотрели. Смотреть надо из поселка Мезмай!

Постепенно ущелье заканчивается, скалы начинают расходиться в стороны и появляются полянки. Река всё еще шумит, но её уже не видно. Я предложила мужу заночевать там, он сказал, что надо идти до Мезмая. Хорошо, что мы там не остались. Пройдя еще немного, мы увидели последствия оползня. “Немного упало деревьев и камешков” Ага, немного…

Оползень рядом с Гуамским ущельем Оползень рядом с Гуамским ущельем

Оползень в Гуамском ущелье был не слабый. Вперемешку с глиной там лежали поваленные деревья, камни. Из-за дождя всё это превратилось в грязное, труднопроходимое месиво. Делать нечего, надо идти вперёд. Мы там потеряли минут 30, прокладывая путь через эти завалы. За нами шли туристы без рюкзаков, увидев, что мы перебрались, тоже решили там пролезть. Но видимо они передумали лезть через эту полосу препятствий.
Дальше началось царство лопухов. Они были огромных размеров и всюду. Ориентиром нам была железная дорога, по ней и шли. Курджипс совсем не видно стало, но очень хорошо слышно. Дождь и местные комары нас подгоняли вперёд. Правда, они очень застенчивые в отличие от городских. Очень долго летают вокруг, боясь приземлиться. :)

Мы пришли в Мезмай в 20.30. Подошли к “Костиному магазину”, он так называется. Муж пошёл туда спросить, где находится “Завадова поляна” –  там мы планировали остановиться. А я позвонила домой:
– Мама, привет, я в Мезмае. Как у вас дела?
– Вы не знаете где вы?
– Мы в Мезмае!
– Я поняла, вы не знаете где вы.
– Мы в посёлке Мезмай. Как у вас дела?
– У нас всё хорошо.
Она так и не поняла где мы. Говорит, что связь плохая была.
Кстати, остановились мы не у Завады.

карта Гуамского ущелья и поселка Мезмай

Продолжение – День 4: Мезмай, Орлиная полка.

Запись опубликована в рубрике Путешествия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>