Поход через горы к морю. День 7. КПП Лагонаки – Приют Фишт.

Начало похода

17 июня. Пятница. День 7-й.
КПП Лагонаки – приют Фишт.

Признаюсь честно, я с трудом представляла куда иду.  Видеоматериалы, фотографии, рассказы мало передают реальность. Я думала, что буду идти где-то между гор, по тропинке, по ровной поверхности. Вокруг будут горы, много разных альпинистов, скалолазов. Если что, они нам подскажут, помогут. Будут водопады с 9-этажный дом  … наивная!

Начиная с этого места путь наш пролегал по легендарному 30-му всесоюзному туристическому маршруту, более известному как “тридцатка”. Когда-то это был самый популярный туристический маршрут в СССР. За сезон по нему проходило около 100 групп по 80 человек в каждой. То есть по 8000 человек за сезон!

Лагонаки

В этот день нам надо было пройти от КПП до приюта всего навсего 19 км. Человек идёт пешком со скоростью примерно 5 км/ч, прибавим 1 час на фотографирование и того 5 часов максимум. В действительности всё было не так.

Проснулись мы в шесть часов утра. В это время уже надо идти вперёд, но нам было велено не раньше 8-30 приходить за пропусками. Не спеша сварили на газовой горелке супчик, покушали,  собрали рюкзаки. Кстати, в заповеднике запрещено разжигать костры и ночевать вне приютов. За нарушение правил  штрафуют, если застукают, конечно! :) Билет-пропуск в заповедник стоит 150 рублей в день на 1 человека, опять же, если пробудешь в заповеднике дольше, то будешь платить штраф. Мы купили пропуска на три дня.

Вид со смотровой площадки Вид на Главный Кавказский Хребет Вдали Тхачи

Вместе с нами от КПП отошла группа с детьми. Как выяснилось, они пошли на озеро Псенодах. Отошли от КПП метров 500, открылся удивительно красивый вид на горы. Как ЭТО можно описать словами? Попробую. Я стою наверху, на смотровой площадке на краю обрыва. Передо мной вид на Главный Кавказский Хребет. Я выше облаков! Они плавно стекают вниз с вершин гор. Всё вокруг зеленое и только на вершинах видна белая шапка.

Облака стекают с гор Вид со смотровой у КПП Смотровая рядом с КПП Лагонаки

Зрелище завораживающее. Я тут же предложила мужу остаться на этом месте и никуда больше не ходить. Предложение отвергли.
Хребет Каменное море Лагонаки Там вдали видна Орлиная полка на Скале Ленина
Спустившись с хребта “Каменное море”, мы вышли на плато Лагонаки,  которое находится на высоте примерно 2 200 метров над уровнем моря. Я в Швейцарских Альпах не была, сравнивать мне не с чем, но альпийские луга Лагонаки очень красивые. Много зелени, цветов, а так же снежников и карстовых провалов. Вдалеке видны вершины гор в снегу. Под ногами текут ручейки из тающих снежников. Хотя дорога была там довольно сухая.

Лагонаки Колокольчики на Лагонаки Лагонаки

Муж нёс фотоаппарат в рюкзаке, я его замучила просьбами сфотографировать каждый сантиметр дороги. У него был один ответ:
– Пошли скорее дальше.
Куда торопиться, такая красота вокруг! Видели зайчиков, орлов, жучков-паучков, они какой-то удивительной окраски все там. Вдалеке паслись лошади.

Этот маленький ручей - начало прекрасного Курджипса Альпийские луга Лагонаки Гора Абадзеш

Как-то незаметно дошли до Абадзешского перевала. Перевал – это нижняя точка хребта, через которую можно перейти. Почему не заметили этот перевал? Просто он, если можно так сказать, находится практически на ровном месте. Гору Абадзеш, да простит она меня, я бы назвала большим зелёным холмом в центре плато Лагонаки.

Показалась макушка Оштена Пастушьи балаганы на склонах Абадзеш Азишский хребет почти скрылся из виду

Нас догнала и обогнала группа во главе с дедушкой. Дедушкой его можно назвать условно. Он так выглядел, но бежал быстрее молодых ребят. Они ничего не фотографировали, не рассматривали, а просто бежали вперёд на гору Оштен, чтобы совершить восхождение на её вершину. И судя по количеству снаряжения, которое они тащили на себе, подниматься на Оштен они собирались совсем не по классическому маршруту!

Кавказские горы

Навстречу нам тоже шла группа. Самое забавное то, что людей мало. НО с каждым человеком здороваешься отдельно. Идёт 4 человека и каждому:
– Здравствуйте!

Оштен Абадзеш Оштен

К часу дня мы без особых приключений дошли до ручья (до реки?) Армянка. Решили сделать привал. Вымыли ножки ледяной горной водой, умылись, покушали. Отдыхали мы там почти час.

ручей Армянка Армянка - очень холодная и вкусная вода Туча выползает прямо на нас

Пока там отдыхали, снизу на нас поднялось облако. Нет, не так. Огромная преогромная туча выползла прямо на нас из Инструкторской Щели.  Мы не стали ждать, пока она накроет нас и пошли дальше. Было очень забавно наблюдать за тем, как она медленно поднимается. А мы все равно выше нее!.

Облако в Инструкторской щели Прямо по курсу Облако! Облака нас преследуют

Прошли Инструкторскую Щель. Почему она так называется?
“Название Инструкторская щель ветераны туризма объясняют очень просто. В 50-х годах, когда маршрут из п.Гузерипль набирал свою Всесоюзную популярность, некоторые инструктора, ведущие группы туристов по своей неопытности, уходили ошибочно вверх по речке в образованную ей расщелину, выводящую к подножию горы Абадзеш.”  Также у Инструкторской Щели было еще одно название – Геймановы ворота.

Цветы Рододендрон кавказский Тропа вокруг Инструкторской Щели
До этой места путь был замечательный и простой. Это я сейчас понимаю. Тогда казалось, что и дальше будет такая же дорога. Обогнув щель, свернули направо и оказались в облаке. Поначалу было довольно забавно идти в облаке. Казалось, что оно касается меня и оставляет свою влагу на коже. Но потом начался дождь, который перешёл в ливень. На нас лилась вода как из ведра. А дорога тем временем начала резко подниматься вверх. Мы преодолевали урочище “Перевал Узуруб”.

Первый серьезный снежник Скала в тумане Преодолеваем очередной снежник. Вид вниз.

Потом начался подъем на Гузерипльский перевал. Мы надели на себя ветровки и дождевики. Появился прохладный ветер. Тропинка мокрая, скользкая, узенькая, справа огромная каменная стена Оштена, слева обрыв. Всё в тумане, ничего не видно. Ливень, гром, ветер. Было страшно. Ощущала на себе чей-то взгляд. Как-будто он меня вёл. Что это было? Не знаю. Спросила у мужа, чувствует ли он что-нибудь. Нет, конечно. Потом он пошутил, что может быть волки за мной наблюдали. Потом я узнала, что в этом месте в сентябре 1975 года погибла группа туристов.

гора Гузерипль Скалы Снежник

В хорошую погоду с Гузерипльского перевала открывается потрясающий вид на Кавказские горы – это справедливая награда туристам за покорение этого перевала. Но увы, нам не суждено было это увидеть – видимость в облаках не больше 50-60 метров.

На вершине Гузерипльского перевала установлена памятная плита: “В августе 1942 года на Гузерипльском перевале героически сражались воины 23-го и 33-го пограничного полка НКВД.”

Вот действительно ГЕРОИ!!! Каково им там было…

Табличка на перевале Гузерипль Магазин - 3км

На одном из камней на перевале кто-то  написал: ” До магазина 3 км”.

Я шла и постоянно говорила себе, что смотрю документальный фильм о горах. Что это не я, а мой “аватар” за меня работает. Так и  было на самом деле – после Гузерипльского перевала открылось второе дыхание. Я шла вперёд, своё тело совсем не чувствовала. Рюкзак за спиной не ощущался. “Аватар” мой шёл вперёд и вперёд.

Говорила мама мне:
– Не лазь, Наташа, по горам!
Слушаться надо родителей. :)

Снежники стали не так привлекательны, как на плато. Их стало намного больше. Они уходили куда-то далеко вниз. Тропинка на снегу была отчетливо видна, но не всегда по ней было комфортно идти. Было страшно, потому что снег сырой и скользкий и не видно где он там внизу кончается. Сколько мы их прошли, я не считала. Некоторые маленькие, ровные. Их я перебегала быстро. Запомнился самый первый. Ну, потому что он первый. :)  И ещё один – перед самым Армянским перевалом.

Радуга. Справа Армянский хребет

Когда мы туда подошли, то дождь уже почти прекратился. Вдалеке мы увидели группу. Они сидели, отдыхали, как мне тогда подумалось. Затем я увидела радугу и решила, что они просто решили отдохнуть и посмотреть на неё. Когда же мы дошли до места, где недавно они “отдыхали”, то стало понятно, что они там так долго делали. Снежник покрылся ледяной коркой. Причем натоптанная тропинка имела уклон, но не в ту сторону, куда бы нам хотелось.  Позднее я узнала, что они его проходили, используя альпинистское снаряжение. Поскольку идти по обледеневшей тропе, рискуя сорваться в пропасть нам сильно не хотелось, то мы решили обойти это поверху. Сначала я вообще отказалась дальше идти и стала требовать вызвать МЧС. Но муж меня успокоил и заставил взять себя в руки. Мне было очень страшно. Я очень боюсь высоты. Уцепиться было не за что кроме гнилой прошлогодней травы. Когда я все же оказалась на другой стороне, то заревела, не смогла сдержаться, признаюсь честно. Я бы запросто улетела бы в пропасть и поминай, как звали. Это сейчас можно шутить, вспоминая всё, но не тогда. Мой муж говорит, что я бы не разбилась, а просто проехалась бы вниз на рюкзаке. Да уж, только там бы я “катилась” метров 300 вниз.  В итоге потеряли на этом снежнике полчаса.

Пошли дальше. По тропинке бежала вниз вода,  в кроссовках тоже булькала вода. Надолго останавливаться было нельзя – ноги сразу замерзнут. Несколько раз поскользнулась, но не упала. Спасибо палочкам!
Вид на Фишт и Приют Фишт с Армянского перевала
Наконец мы вышли на верхнюю точку Армянского перевала. Оттуда открывается очень красивый вид на Фишт и долину реки Белая. Но самое радостное зрелище – это красные крыши приюта Фишт. Как же мы были рады их видеть! Правда, оказалось что до них еще идти и идти. А солнце тем временем садилось все ниже и ниже. Оставалось совсем немного времени до того, как оно скроется за горными вершинами.

Дорога пошла вниз, постепенно мы оказались в лесу. Обогнали двух человек из “той” группы. Лес в основном состоит из бука. У этих деревьев очень гладкий ствол толщиной до 2 метров. Перешли какой-то ручей и оказались в болоте, в котором я подскользнулась и упала. Всё произошло неожиданно. Хорошо, что на мне был рюкзак с привязанным внизу ковриком, благодаря этому травм не получила.
В 20.20 были в приюте Фишт.

Нас радушно встретил Сан Саныч – смотритель этого приюта. Так как мы были полностью мокрые, то спать мы решили в домике, а не в палатке. Разогрели чай, сварили суп. Есть совсем не хотелось. Муж со мной провёл беседу, я что-то там положила себе в рот. Когда легла на кровать, то почувствовала своё тело.  Оказывается, оно у меня есть! :)
Засыпала плохо. Закрывала глаза и видела обрывы, скалы, дорогу с камнями.

Продолжение – Поход через горы к морю. День 8: Фиштинский приют

Запись опубликована в рубрике Путешествия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: Поход через горы к морю. День 7. КПП Лагонаки – Приют Фишт.

1. Крис говорит:

Как же красиво……

2. Михаил говорит:

Да, маршрут удивительный, впрочем как и каждый горный путь. Многие природные явления в горах видятся с другой стороны и от того еще более завораживают. Благодарю за красивый отчет о походе.

3. Михаил говорит:

Подписываюсь под каждым словом.Шли на энтузиазме с ребенком и женой. Еле дошли до приюта, тоже в дождь и снег и это а июне 12 числа. Через сутки домой, думал в горы больше ни ногой. Прошел год – идем опять. Всем туристам удачи и легких дорог.

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>