Маршрут 30 – Поход через горы к морю. День 9. Приют Фишт – перевал Белореченский – перевал Черкесский – Бабук-Аул.

Начало похода

19 июня. Воскресенье. День 9-й.
Приют Фишт – перевал Белореченский – перевал Черкесский – Веселый спуск – Бабук-аул.

В свой День Рождения муж нашёл много приключений на свою ж голову. Собственно он об этом и мечтал.  :)

Нам предстояло пройти 22 км. Мы чуть-чуть не дошли до конечной точки, но об этом позже. Из приюта мы вышли примерно в 8 часов утра. Дорога медленно поднималась вверх. Мы шли по лесу, поднимаясь выше и выше на Белореченский перевал.  Тропа была хорошо маркирована, хотя это особо и не нужно – там только  одна дорога. Здесь снежников было уже намного меньше. Хотя признаюсь, несколько раз карабкались по снегу вверх. Но это было терпимо. Погода была чудесная, светило солнце.

Жимолость Рододендрон

Вокруг была самая настоящая весна! Птички пели, распускалась верба,  цвели подснежники. Под ногами бежали ручьи. КРА-СО-ТА! Что хотелось бы отметить, совершенно другие растения нам начали встречаться. Видели кусты жимолости, рододендроны, много лавровишни и других растений, названий которых я не знаю.

Наша тропа поднималась вверх. Вокруг очень быстро всё менялось. Лес стал реже, а потом и вовсе исчез и мы снова оказались в субальпийской зоне. Справа от нас возвышались отвесные стены горы Фишт.  Она очень сильно отличается цветом от других гор. Скалы имеют розоватый оттенок, временами видны красные пятна. А камушки под ногами напоминают разбитый красный кирпич, особенно когда мокрые.
розовые скалы Фишта

Говорят, что когда-то, миллионы лет назад, Фишт был коралловым островом в древнем океане Тетис. Поэтому внутри него очень много пустот и карстовых пещер. Есть несколько переводов с адыгейского слова  “фишт”. Чаще всего встречается перевод “белая голова”, а мне больше понравилось “вечно сверкающая”.

перевал Белореченский гора Хрустальная Белореченский перевал

Перевал Белореченский я бы поставила по сложности на второе место после Гузерипля. Всё время подъём вверх. Когда мы достигли верхней точки Белореченского перевала, то увидели большой камень на котором прибито много мемориальных табличек, посвященных советским солдатам, защищавшим подступы к Сочи. Увидев все это, я не выдержала, у меня потекли слёзы из глаз. Мне было трудно представить как здесь вообще можно было вести боевые действия, да еще и зимой! Сложно просто идти вверх с рюкзаком, а если представить, что из-за каждого камешка на тебя смотрит снайпер, в любой момент тебя ожидает смерть…  брр… мурашки по коже.

табличка на Белореченском перевале табличка на Белореченском перевале табличка на Белореченском перевале

табличка на Белореченском перевале

Здесь надо побывать хотя бы один раз в жизни, особенно детям, чтобы они прочувствовали сами, каково было тем солдатам и задумались о том, что есть ценности гораздо более важные чем айфоны, тачки, ночные клубы и пр. И эти ценности стоят того, чтобы отдать за них жизнь.

Советские воины, а судя по  памятным табличкам, там были представители всего Советского Союза, сражались в тех местах против очень хорошо подготовленного 49-го горно-пехотного корпуса под командованием генерала Рудольфа Конрада. В состав корпуса входила 1-я горнострелковая дивизия “Эдельвейс” генерала Ланца — одно из лучших соединений вермахта, 4-я горнопехотная дивизия генерала Эгельзеера, а также 97-я и 101-я егерские дивизии. Германское командование придавало большое значение прорыву через перевалы и заранее готовилось к проведению таких операций с учетом особенностей войны в горах. Но несмотря на это, наши солдаты преградили путь фашистам к Сочи.

слева направо: Фишт, Оштен, вдали Гузерипль Взгляд назад. Вдали Оштен дорога к Черкесскому перевалу

После перевала тропа повернула на запад, спускаясь вниз. Спуск не резкий, приятный для ножек. Шли мы вдоль южной стены Фишта, по альпийским лугам, которые уходили под уклон. Вдруг услышали звук колокольчиков, а потом увидели коров. Они медленно ходили по склонам и кушали травку. Людей не было видно. Коров и телят охраняли собаки. Они с очень важным видом это делали, очень ответственно подходя к своей работе,  провожали нас подозрительным взглядом. Вскоре вдали появились балаганы пастухов.

каменная россыпь Экологически чистые коровы :) пастушьи балаганы

До этого мы шли по меткам 30-го маршрута. Их было очень хорошо видно. Доходишь до одной, а уже следующую метку видно. Перед Черкесским перевалом они куда-то вдруг пропали.  Куда идти не совсем понятно. Есть у меня такие подозрение, что это либо местные пастухи так “побаловались”, только не знаю зачем, то ли коровы и лошади протоптали несколько тропинок лишних  и мы пошли не по той. Навигатор показывал что-то не совсем понятное. В итоге мы дошли до пастушьих балаганов, и пастухи нам показали правильную дорогу.

Там, за горами, Черное море! Южная стена Фишта памятник Советским Воинам

Черкесский перевал мне показался самым лёгким.  Там всего метров 300 подъема от балаганов.Здесь сходятся несколько туристических маршрутов. На перевале также установлен памятник солдатам Великой Отечественной Войны. И еще отсюда, с Черкесского перевала, открывается потрясающий вид на вершины Главного Кавказского Хребта. Находясь там, мне казалось, что все приключения у нас закончились и буквально за горой нас ждёт море, и поэтому мне не хотелось покидать это место, ведь высокогорная часть нашего пути здесь заканчивалась. Эх, встретить бы там рассвет!

Рододендроны на фоне горных вершин Главный Кавказский Хребет Последний взгляд на Фишт

Далее дорога пошла вниз. После всех приключений мне она казалась очень лёгкой, я практически бежала. Еще какое-то время нам встречались малюсенькие снежники, плавно переходящие в водопады. Мы углублялись в лес.
После Черкесского перевала всех ожидает “весёлый спуск”. Я в этом слове видела подвох. Инструктор из Азишской пещеры сказал, что ничего страшного в нём нет. А на приюте Фишт мне говорили, что по нему надоедает идти всё время вниз, наступает момент, когда хочется хоть немного подняться вверх.

тропа с Черкесского перевала  Я сердце оставил в этих горах... мы тоже! долина Бушуйки

Муж мне говорит:
–       Что ты не веселишься? Спуск вниз “весёлый” начался!
–       Не думаю, что ЭТО тот самый “весёлый спуск”. Скорее всего, он ещё впереди.

Не помню, сколько мы шли по этой дороге. Меня муж там тормозил, говоря, что надо отдыхать, а я чувствовала лёгкость, мне хотелось бежать.

Керия Ворота

Мы подошли к месту, которое я для себя назвала “каменным озером”. Там ещё кто-то написал на скале “Керия ворота”. Кстати, тут можно поймать сигнал Мегафона, правда он очень неустойчивый.

– Вот, наверное, ТОТ спуск начинается!

Весёлого там было мало. Скорее всего, совсем нет. Попробую передать словами. Мы шли по буковому лесу. Под ногами острые камни, старая листва, мокрые и скользкие корни деревьев,  иногда встречаются поваленные стволы.  Идти надо всё время вниз, вниз, вниз! Ноги с трудом выдерживают такую нагрузку, они же совсем не предназначены для такой ходьбы.  Я не помню, сколько мы там шли, но этот спуск реально надоедает, он мне показался вечным. На этих 4 км идёт очень большой сброс высоты – около 1000 метров. Я там “тормознула”. Ноги начали болеть, за спиной вдруг откуда-то появился рюкзак. До этого я его практически не ощущала.  А сколько там своих ботинок оставили туристы!  Еще больше, наверное, скрыто под листвой. Кстати, это была хорошая проверка для наших горных ботинок. Нагрузку выдержали! Не зря мы на них потратились!  Небольшая передышка была на поляне Холодного Родника. Только мы, сняв рюкзаки, присели, как начался ливень. Ну как без него?

Муж мне прочитал лекцию что нельзя так медленно идти, что планировалось этот небольшой участок пройти намного быстрее, до темноты не успеем.

– Лучше я буду идти медленно, но зато ничего не сломаю. Тише едешь, дальше будешь.

Передохнули, надели рюкзаки, дождевики и снова пошли вниз, вниз, вниз. Спасибо деревьям! За них можно было хвататься, перебегая с одного места к другому.  Иногда нам навстречу шли коровы с телятами. Одни, без охраны, но всё с теми же колокольчиками. Они очень пугливые, разбегались в разные стороны, мыча.  Начало темнеть, появилась полянка с надписью ”Нежилой Бабук-аул”. На ней несколько стволов деревьев вместо лавочек. Наконец-то ножкам можно отдохнуть. Мы знали, что должен быть приют, но как-то местность не похожа была на него. Только мы сели как появился пастух с двумя лошадьми. Поговорили. С его слов в 4 км отсюда находится турбаза. Теперь-то я знаю, что эта турбаза и есть приют Бабук-аул. Пастух предложил нас подвезти на лошадях до турбазы. Я была против этого, предложила мужу ставить палатку здесь, готовить ужин и ложиться спать. А с утра идти вперёд. Вода у нас была, хватило бы и на утро. К тому же немаловажно, что уже темнело, а мы в горах.

Пастух попросил мужа подержать лошадей и пошёл загонять коров в сараи. Мой муж, увидев лошадок, “сошёл с ума” от радости. Начал их кормить сахаром. Лошадки в нас естественно влюбились. Бедненькие, они целый день ходили по горам, устали, все были потными.

Эти были лошади кабардинской (черкесской) породы. Они ниже ростом чем обычные лошади, но обладают особой выносливостью и способностью сохранять равновесие на  скользких горных тропах при крутых спусках и подъемах.

– У меня День Рождения. Покатаемся на лошадях. Давай, соглашайся!

– Лошадки 2, а нас ТРОЕ! Плюс 2 рюкзака. Уже почти темно. Нет! Нет! Нет! Это безумие!

– Что ты какая! На лошадях покатаемся, будет, что вспомнить!

– Тебе мало воспоминаний?

– У меня же сегодня День Рождения!

Пока мы спорили, вернулся пастух.

– Вах! Дарагой! У тэбя Дэнь Раждения! Всё поехали! Отметим!

Пастух начал привязывать наши рюкзаки к лошади, потом на нее сел мой муж. Мне пришлось согласиться. Не оставаться же одной в тёмном лесу. На вторую села я. Пастух тоже хотел туда сесть, но я запротестовала. Он повёл лошадь.

Сначала всё было неплохо. Дорогу ещё какое-то время было видно. Лошадка послушная, шла не быстро. Пастуха звали Сергей.

– Это, по-вашему, Сергей, по-русски.

Стемнело. Я слышала шум реки справа. Ничего не видела. Иногда ветки деревьев касались меня.

Сергей мне говорит:

–       Ты девушка будешь всю жизнь вспоминать меня. Как каталась ночью по горам. Детям своим будешь обо мне рассказывать. Да?

–       Наверное.

–       Ой, весь день я на ногах, устал.

Остановил лошадь, на которой я ехала, и решил сесть на неё.

– Может не надо. Она нас двоих не увезёт.

– Дэвушка, не бэспакойся! Всё будет харашо. Она нас увезёт.

Потом он начал на неё кричать на своём языке. Попытался на неё залезть. Она стала возмущаться, фыркать. Он практически на неё залез. Лошадь не выдержала, упала. Я не знаю, упал ли Сергей – темно было, но я с лошади упала на левый бок, а лошадь упала на меня, когда она вставала, то копытами прошлась по мне. (Потом я обнаружила синяки на подбородке, на левой руке, на обеих ногах, на левой ягодице был огромный синяк и шишка и на животе. Но я ничего не сломала – уже хорошо!)

Я позвала мужа. Он не отзывался. Потом он мне сказал, что слышал чей-то крик, но это был не мой голос. Он очень удивился тому, кто это может тут кричать в такой глуши. Этот Сергей сказал, что надо снова попробовать сесть вдвоём на лошадь. Я отказалась. Он сел на лошадь один. Но дорогу не видно совсем. Палки, с которыми я шла от Гуамского ущелья, мы оставили на той полянке. Мужа рядом не видно и не слышно. Лес, горы, незнакомая местность. Я не знаю где я. Попыталась сделать несколько шагов вперёд, упала в какую-то лужу. КОШМАР!

Тем временем мой муж вернулся обратно, когда понял, что мы отстали. Пастух помог мне сесть на лошадь, и я поехала на ней. В полной темноте мы доехали до брода через реку Шахе. Я отказалась её переходить, сказала мужу, что приключений достаточно. Он согласился со мной, и мы поставили там палатку. “Сергей” поехал домой.

Время было 12 часов ночи. Приключений было много. Не поужинав, да и не пообедав, мы заснули под шум горной реки.

Продолжение -Поход через горы к морю. День 10 – река Шахе и Солох-Аул

Запись опубликована в рубрике Путешествия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>