Поход через горы к морю. День 10. Бабук-Аул – Солох-Аул – Дагомыс.

Начало похода

20 июня. Понедельник. День 10-й.
Приют Бабук-аул – Солох-Аул – Дагомыс.

Проснулись мы рано, около шести часов утра. Несмотря на сильный шум реки Шахе, в трёх метрах от которой мы поставили палатку, мы неплохо выспались. Погода не радовала, долина реки была накрыта сверху одеялом молочных облаков, скрывавших от нас утреннее солнце. Мы быстренько собрали палатку, умылись холодной водой из реки и тронулись в обратный путь.

Указатель на Бабук-Аул
Дело в том, что мост через Шахе находится в 500 метрах от брода ниже по течению. Таким образом нам пришлось пройти эти 500 метров назад по мокрой грунтовой дороге, поднимаясь все время вверх. Дойдя до указателя “приют Бабук-Аул 1,5км”, свернули налево и спустились к мосту.

Мост через Шахе
Мост через Шахе оказался достаточно надежным, хотя местами сильно обветшал и старые доски под ногами предательски гнулись, заставляя крепче хвататься за стальные тросы-поручни. Не торопясь, осторожно делая шаг за шагом, мы преодолели этот мост и тут же начал накрапывать, ставший уже привычным, дождь.

Как и обещал указатель, через 1,5 километра мы пришли на приют Бабук-Аул. Дождь уже лил как из ведра, на приюте все сладко спали под его шум – пришлось разбудить.

Поляна Приюта Бабук-Аул Приют Бабук-Аул Приют Бабук-Аул

Приют Бабук-Аул представляет из себя достаточно большую поляну на левом берегу реки Шахе. Туристам предлагают ночлег в больших палатках армейского типа, есть магазин и столовая под большим навесом.

Столовая приюта Бабук-Аул
Расположившись под этим навесом, мы стали готовить нехитрый завтрак. Выяснив, что в ближайшее время машины до Солоха не будет, мы решили идти пешком. И впоследствии нисколько не пожалели об этом.

дорога на Солох-Аул Дорога на Солох-Аул Дорога Солох-Аул - Бабук-Аул
Дорога до Солох-Аула идет по левому берегу реки Шахе и представляет собой неширокий уступ, вырубленный в скальных породах. Поэтому большую часть пути мы видели слева скальные стены, а справа крутой обрыв к реке Шахе, грохочущей далеко внизу. Ну и нельзя не упомянуть знаменитую грязь! :) Её там с избытком! Но надо заметить, что это не так страшно, поскольку слой грязи небольшой и под ней находится плотное скальное основание. Так что наши ботинки не сильно пострадали.

Особо хочется отметить растительный мир этого места. Здесь очень влажно (поэтому фото и видеосъемку почти не вели, боясь испортить технику) и разница между ночной и дневной температурами не так заметна. Фактически это уже субтропические леса колхидского типа. Это очень древние леса, сохранившиеся еще с третичного периода, поэтому тут так много реликтовых и эндемичных растений.
Реликтовый самшит

Из деревьев в основном попадались самшит, тис, бук. Некоторые экземпляры просто поражают воображение. Представьте себе огромное дерево, ствол которого не смогут обхватить и три человека, высотой не меньше 30 метров и эта махина стоит на самом краю обрыва и не падает!

На нижних ярусах растут кустарники – рододендрон понтийский, колхидский падуб, лавровишня. Кроме этого тут огромное количество всевозможных лиан, плющей, огромных папоротников и таких же огромных (больше метра в диаметре) лопухов. Запах стоит просто потрясающий!
Особенно понравился своим запахом арункус.
Арункус (Волжанка)
Арункус
Короче, все 20 километров пути мы находились в огромной натуральной фитолечебнице.
Все это великолепие видов, запахов, ощущений заставило нас напрочь забыть о мокрой и грязной одежде, об уставших ногах и, натертой рюкзаками до крови, коже. Наше сознание опять, как и на гузерипльском перевале, отделилось от тела и пребывало в нирване, правда не забывая периодически подгонять тело вперед, ну чтобы не расслаблялось! :)
Нависающие деревья
По пути встречалось множество ручьев, маленькие мы переходили по камням или бревнам, большие вброд или по подвесным мостам. На одном из таких мостов нас ждал сюрприз – ступенек для спуска с моста не было! Висел только конец стального троса. Я спрыгнул с моста, держась за этот трос, а Наташа не рискнула. Пришлось приставить доску, по которой она не очень удачно съехала с моста, но как всегда от травм спас рюкзак.

Потихоньку дошли до КПП заповедника. Егерь хотел было нас оштрафовать за то что мы пробыли в заповеднике на несколько часов больше, но узнав что мы саратовские, передумал. Сказал что вот если бы были москвичи – тогда уж он бы выписал штрафов по полной программе. Не любят тут москвичей, наверное есть за что ;). Рассказал нам напоследок пару анекдотов и на вопрос
-Как перейти этот ручей? Бревно-то скользкое!
ответил:
-Идите прямо по воде, впереди еще полно ручьёв, все одно промокните!
Мы так и сделали. Ледяная вода ручья охладила наши натруженные ноги и взбодрила нас. Так и пошли дальше в мокрых ботинках.

Река Бзыч
Реку Бзыч мы сначала решили перейти вброд, но подойдя ко второму её рукаву поняли, что идея не самая лучшая. Там было поглубже и течение воды гораздо сильнее. Если упадешь, подняться будет очень тяжело. Пришлось нам вернуться к мосту.

Опасное место у брода через Бзыч
Кстати, подъезд к переправе через Бзыч со стороны Бабука – очень опасное место. Дорога там резко петляет, зажатая с двух сторон скалами, и на автомобиле в плохую погоду там несложно разбиться насмерть, что и подтверждают несколько памятников погибшим водителям.

долина реки Шахе река Шахе

Пройдя километр после Бзыча мы пришли в поселок Бзогу. Немного там заплутали вместе с двумя парнями, которые тоже шли в Солох. В окне одного из домов увидели деда, который смотрел телевизор. Хотели спросить у него дорогу, но дед никак не реагировал на наши крики, махи руками, лай собаки во дворе. Мы решили что дед глухой и пошли дальше.

Водопад "Молочный" Водопад "Молочный"
Еще через километр мы подошли к прекрасному водопаду, носящему название “Молочный”. Он действительно похож на потоки молока. Сделав несколько снимков, пошли дальше. Вскоре, внизу у реки, стали появляться строения с бассейнами и шезлонгами, судя по всему Солох-Аул уже близко. Поняв это, наши организмы стали усиленно сигнализировать о своей усталости. Но мы не сдавались и продолжали идти.
Итак, последние 22 километра пути позади. Мы дошли до финиша! Чувство радости и невероятной гордости за содеянное переполняло наши сердца. Грязные, мокрые, пропахшие лошадиным и своим потом, уставшие, мы не торопясь шли по поселку, с улыбкой наблюдая круглые глаза отдыхающих, которых возят с моря на уазиках, чтобы показать горы. Было даже немного жаль этих горе-туристов, отдав неплохие деньги за поездку, они думают, что увидели горы! На самом деле им показывают только вход в волшебную страну под названием Горный Кавказ, они даже не представляют, что же там дальше!
Добравшись до автобусной остановки, мы первым делом позвонили домой, чтобы сообщить что с нами все в порядке, перекусили и стали стаскивать с себя уже надоевшие мокрые ботинки. Когда подошел автобус, мы забились в дальний его угол чтобы не пугать людей  и поехали вниз, в Дагомыс, по горному серпантину. Шел дождь и вокруг было полно облаков, поэтому как мы не старались, море разглядеть не смогли.

До Дагомыса доехали без приключений, но очень долго искали номер в частных гостиницах – не было желающих дать на одну ночь приют двум чумазым чудикам с рюкзаками. Ну и фиг с ними, сняли номер в гостевом доме “Балтика” (типа реклама ;)).

В 10 часов вечера отмытые, переодевшиеся в чистую одежду, мы сидели в кафе “у Эда” на одной из улочек Дагомыса, кушали прекрасный шашлык с красным вином и загадочно улыбались друг другу.
Мы были счастливы!

P.S. Выражаю признательность всем авторам, чьи фотографии были использованы на этой странице!

Продолжение. Отдых в Адлере

Запись опубликована в рубрике Путешествия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>